20 марта 2015
Художественные открытия на открытом уроке
20 марта состоялся открытый урок в 11 группе (классный руководитель Шаповалова Е.Г.) с участием родителей. Тема урока — Тайны творчества Д. Веласкеса.
Все участники урока были распределены на три группы.
Группы генераторов идей и экспертов составили дети и пожелавшие работать в командах родители, группу наблюдателей — родители и преподаватели.
Предметом исследования стало произведение гениального испанского художника «золотого» XVII века Диего Веласкеса «Менины».
- Особенность урока состояла в том, что была использована коммуникативная методика мозгового штурма. Как известно, процедура мозгового штурма включает основные стадии:
- презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
- стадию генерации идей;
- стадию критики, защиты, обсуждения идей;
- итоговую стадию принятия решения или обобщения результатов.
На стадии генерации идей запрещается критиковать, какие бы то ни было, предложения и мысли, даже самые несуразные и непостижимые. Таким образом, стало возможным прийти к осмыслению сложного живописного произведения в режиме диалога, в режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников процесса, создать на уроке творческую, интеллектуальную, доброжелательную атмосферу.
Участники мероприятия — и дети, и родители — открывали новаторские композиционные приемы, определяли жанровую принадлежность, решали вопрос о смысловом и композиционном центре картины, описывали колорит картины, пытаясь ответить на главный вопрос: «Кто из персонажей картины является главным героем, чью историю жизни рассказывает нам художник?»
Преподаватель истории искусства Людмила Петровна Брагинская так пояснила выбранную методику урока: «Всякое обучение строится на трехстороннем процессе коммуникации: учитель — родитель — ученик. Очень важно, чтобы между всеми сторонами существовали доверительные отношения. Непосредственное сотрудничество, вовлечение всех участников обучения в общий творческий процесс помогает лучше понимать и ценить друг друга».