Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A
Обычная версия сайта

10 июня 2015

Всероссийский пленэр «Золотое кольцо России – 2015»

«Мастерская пленэрной живописи» в городах Золотого кольца — часть уникального долгосрочного проекта Детской художественной школы по работе с одаренными детьми. В этом году группа обучающихся и преподавателей школы стали участниками Всероссийского пленэра, который проходил на базе Дома творчества им. Кардовского в Переславле-Залесском. Это старинный город, тишину которого нарушают лишь колокольные звоны монастырей и храмов XII века. Здесь живописцы творят и получают новые впечатления. Пленэры проводятся и на берегу Плещеева озера, где русский царь Петр Великий сам построил учебную флотилию – родоначальницу русского военного флота.

Пленительный, удивительно русский пейзаж места впадения реки Трубеж в Плещеево озеро, высочайшие образцы древнерусской архитектуры, старинный городской вал, традиционные произведения народного искусства, старинные усадьбы и небольшие дома, мелодичный местный говор, который так гармонично сочетается с напевным колокольным звоном монастырей, — все это создает уникальную атмосферу и неповторимый колорит этого городка.

Переславль — ровесник Москвы. Переславский Спасо-Преображенский собор, построенный в 1152–1157 годах, — один из самых ранних памятников Владимиро-Суздальского зодчества. Сейчас этот храм находится на реставрации, и мы смогли осмотреть его только снаружи. Стены храма просты и почти лишены декора, его высокие узкие окна-бойницы, мощные стены и весь строгий силуэт передают дух тех времен, когда он был построен. С этой обителью связаны величайшие события и имена нашего Отечества. Здесь крестили Александра Невского, здесь был посвящен в игумены Сергий Радонежский. В 1374 году преподобный Сергий собрал съезд удельных русских князей на крестины сына Дмитрия Донского Юрия, на этом съезде было принято решение о совместной борьбе за независимость Руси. Великие древние зодчие и живописцы закладывали здесь фундамент русской культуры. В Третьяковской галерее сейчас хранится храмовая икона Спасо-Преображенского собора, написанная знаменитым иконописцем Феофаном Греком.

Не удивительно, что во все времена эти места привлекают русских художников. Конечно, этому способствует работа Дома творчества имени Д.Н. Кардовского. Усадьба с домом была принесена в дар республиканскому Союзу художников в 1954 году дочерью академика. С той поры российские художники и скульпторы собираются здесь для коллективного творчества.

Программа пленэра была разнообразной и насыщенной. Прежде всего — это этюды архитектурных пейзажей. Погодам не уставала преподносить сюрпризы. В течение нескольких часов грозовые тучи сменялись плотными кучевыми облаками, которые вдруг превращались в прозрачные перистые. Сложность заключалась в том, что во время работы быстро изменялось солнечное освещение, и верно найти цветовые отношения было непросто. А задача этюдов: не только правильно изобразить силуэты больших архитектурных масс или планов, не только проработать деталировку отдельных фрагментов, но и передать состояние природы. Ведь только в этом случае этюд получается живым и по-настоящему реалистичным.

Детям, конечно, трудно самостоятельно справляться с такими задачами. Ведущая роль преподавателя несомненна: Елена Геннадьевна Шаповалова умеет вовремя дать нужную педагогическую установку.

По вечерам проходили просмотры, организованные художественным руководителем пленэра, членом СХ России Алексеем Николаевичем Плешковым совместно с преподавателями художественных школ Красноярска, Екатеринбурга, Орла. Во время просмотра шел обоснованный разбор положительных и отрицательных сторон этюдов, давались индивидуальные рекомендации и консультирование. Рассматривали все вместе и работы Алексея Николаевича. Всем захотелось научиться так же быстро и правдиво передавать пластику фигур в пленэре и показывать очаровательную непосредственность характерных сюжетных сцен из окружающей действительности.

Работа над этюдами проходила в Феодоровском и Горецком монастырях Переславля-Залесского и Троице-Сергиевой лавре. Культурная программа поездки была не менее интересной и содержательной. Особенно запомнились экскурсии в музей утюга в Переславле-Залесском, музей игрушки Сергиевого Посада и музей-заповедник «Ростовский кремль».

Особенных слов заслуживает посещение Троицкого собора — главного соборного храма и древнейшего из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря Лавры. Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425–1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» — великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия.

Ежедневно происходили удивительные встречи с произведениями искусства древних мастеров и современных художников, работой реставраторов и искусствоведов. Профессиональные художники в общении с юными участниками проекта стремились передать опыт и традиции, полученные ими от старших поколений.

Всем участникам пленэра были вручены памятные дипломы.

Особенную благодарность заслуживают мамы наших обучающихся, которые нашли возможность поехать вместе со своими детьми.

Творческая школа, собравшая участников из различных регионов страны, стала ступенью восхождения талантливых молодых учащихся к вершинам мастерства.

Используя наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов Cookie и пользовательских данных (сведения о местоположении; IP-адрес; тип, версия и язык ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, с которого Вы пришли на сайт; какие страницы сайта Вы посещаете и по каким ссылкам переходите) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Если Вы не согласны с обработкой Ваших персональных данных, немедленно покиньте сайт.
Требование ФЗ №152, ст. 9: Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных